В данной статье освещается актуальная тема «Современные проблемы обучения профессиональному русскому
языку». В статье рассмотрены понятия лексического навыка, его структуры, качеств, условий формирования
устойчивых лексических навыков, а также стадий, которые проходит каждая новая лексическая единица.
Исследуются характерные особенности обучения профессиональной лексике.
Статья посвящена психолого-педагогическим аспектам формирования лексических навыков, а также психо-
физиологическим принципам обучения, в частности функциональным возможностям мозга в восприятии и
переработке информации. Важным условием в исследовании явилось выделение особенностей и закономер-
ностей, которые максимально приближают аудиторный процесс к процессу реальной коммуникации. Данное
направление дополняется также рассмотрением эффективных форм и методов обучения профессиональному
языку и вопросы, связанные с процессом восприятия иноязычной речи.
В работе подвергнуты теоретическому рассмотрению лингводидактические основы коммуникативной под-
готовки современного специалиста в соответствии с требованиями информационного общества, намечены
ориентиры развития сферы профессионального образования, проанализированы потенциальные возможности
собственно-коммуникативных упражнений, которые ориентированы на дальнейшую автоматизацию речевого
материала и формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе коммуникации. Автором
сформулированы конечные требования рациональной методической стратегии обучения языку специальности.
Бұл мақалада «Кəсіби орыс тілін оқытудың өзекті мəселелері» қарастырылды. Мақалада лексикалық дағдылар,
олардың құрылымы, сипаттамалары, терминологиялық бірліктері, тұрақты лексикалық дағдыларды қалып-
тастыру жағдайлары, сондай-ақ əрбір жаңа лексикалық бірлік қадамдар тұжырымдамасы талқыланады. Кəсіби
оқытудың лексикалық сипаттамалары жəне əдістемелері зерттеледі.
Лексикалық дағдыларды қалыптастырудың психологиялық-педагогикалық аспектісі, сондай-ақ оқыту фи-
зиологиялық принциптері, ақпарат ерекшеліктері мен заңдылықтары қабылдау жəне өңдеудің функционалдық
ми мүмкіндіктері, əдістемелік көзқарас бойынша тиімді формалар қарастырылды жəне толықтырылды.
Қазіргі маманның жазбаша катысымдық құзыреттілігіне назар аударылады. Кəсіби негізделген оқытудың
басты əдістемелік стратегиялары тұжырымдалды. Мақалада сонымен қатар ақпараттық қоғамның талаптарына
сəйкес қазіргі заманғы мамандарды дайындау бойынша кəсіптік білім беруді дамыту, байланыс процесінде
студенттердің катысымдық құзыреттілігін қалыптастыру, катысымдық міндеттердің мүмкіндіктері талданады.
Сондай-ақ ЖОО-да кəсіби орыс тілінде оқытудың тиімді формалары, кəсіби мəселелері, əдістері қарас-
тырылады. Лексикалық дағдыларды зерттеген атақты ғалымдардың көзқарастары бойынша түйінделеді. Кəсіби-
бағдарланған орыс тіліндегі автоматика элементтерінің объектісі ретінде лексикалық дағдыларды оқытуға
басты назар аударылды. Авторы ұтымды əдістемелік стратегиясы оқыту тілі мамандық қорытынды талаптарын
тұжырымдалған.
Мұғалімнің негізгі функциясы – ұйымдастырушылық жəне педагогикалық жағдай жасау болып табылады.
Студенттер маңыздылығын түсіне отырып, қызығушылықты арттыру жəне кəсіби білім беру мақсаттарды
тұжырымдау, мамандық тілін үйрену жəне пайдалану қажеттіліктерін түсінеді.
The article deals theme: «Modern problems of teaching to professional Russian language». This article deals with
the notion of lexical skills, structure, qualities, stable conditions for the formation of lexical skills, as well as steps that
passes every new lexical unit. All this must be taken into account in the process of learning a Russian language
vocabulary. We investigate the characteristics of a professional learning vocabulary.
The article deals with psychological and pedagogical aspect of formation of lexical skills, as well as the
physiological principles of training: functional brain possibilities in the perception and processing of information,
features and patterns that best approximate the classroom process to the process of real communication. The questions
connected with enhancing teaching professional Russian listening comprehension practice in a higher school are
discussed. This area is also complemented by the consideration of effective forms and methods of teaching language
and professional issues related to the teaching of Russian language speech perception in the University.
In the work the directions of communicative preparation of modern specialist in accordance to trends of
informational society are described, leading points in development of professional education are planned, the
possibilities of communicative tasks for formation of communicative competence of students in the process of
communication are analyzed. The author formulated the final requirements of a rational methodological strategy
learning language specialty.